в Тулуне -10,6°C 722 mmHg прогноз погоды сб., 16 ноября 2024 01:29 Курс валют $ 100 € 105,71 ¥ 13,8

«История, рассказанная без слов»

Новости Тулуна > «История, рассказанная без слов»
Рубрика «Люди культуры»

12.03.2024
«История, рассказанная без слов»


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обычно, для того, чтобы рассказать о чем-то, выразить свои чувства и эмоции, люди используют слова. Сегодня мы беседуем с человеком, который живет под девизом «Танец вместо тысячи слов». Каждое движение танцора, каждый жест, каждое па, взмах рук или поворот головы – это слово, отражающее яркие краски эмоций, это монолог, история, не рассказанная, но показанная и интуитивно понятная каждому зрителю. У нас в гостях главный хореограф Межпоселенческого дворца культуры «Прометей» Алла Дианова.
- Алла Анатольевна, говорят, что все начинается с семьи и все мы родом из детства. Расскажите о своих корнях и истоках.
- Родилась я в городе Черемхово, в семье инженеров. Несмотря на техническую специальность, мама всегда была вовлечена в культурную жизнь, или, как это называлось раньше, в самодеятельность. Много лет пела в известном в городе народном ансамбле «Зоренька». Когда подросли мы с сестрой, также пришли в этот коллектив. Окончив школу, я поступила в Улан-Удэнский институт культуры на кафедру народного вокала.
- Неожиданный поворот. Откуда же взялась хореография? Что стало той поворотной точкой, той яркой вспышкой, что определило выбор профессии?
- Как ни странно, желание заниматься танцами, стать хореографом-постановщиком, «выросло» из серьезных проблем со здоровьем. Все детство – больницы, процедуры, ограничения в физической активности, запрет на занятия спортом, подвижными играми. Энергия просто не находила выхода, а лечащий врач сказал: «Или набирай массу, или укрепляй мышечный скелет». Какая молодая девушка выберет набор веса? Стала понемногу заниматься, делать упражнения. Поняла, что вокал – не совсем мое, хотя, бросив институт, вернувшись в Черемхово, пойдя работать во Дворец культуры им. Горького, набрала свою вокальную группу. Постепенно поняла, что мне интереснее придумывать и ставить для своего коллектива сцендвижение, всевозможные разводки и рисунки, чем отрабатывать вокальные партии. В 27 лет, никому ничего не сказав, уехала в Иркутск и поступила в училище культуры на хореографа. Было сложно среди молодых, растянутых и подготовленных 17-летних девчонок. Но, как говорили преподаватели: «Мы тебя держим не за выворотность, а за светлую голову». Закончив училище, получила на выбор три варианта распределения. Приехала посмотреть, что там за Тулун такой, сразу почувствовала, что я дома. С тех пор, уже больше 20 лет, живу и работаю в Тулуне.
- Есть ли у Вас ориентиры в мире профессиональной хореографии – постановщики, исполнители, руководители коллективов, которые являются для Вас своеобразными маяками, на которых Вы равняетесь?
- Безусловно, это реформатор и теоретик балета Жан-Жорж Новерр, Морис Бежар, постановщик, мастер сюжетной хореографии, радевший за индивидуальность каждой партии, стремившийся к тому, чтобы танец из синхронного повторения набора движений стал драматической ролью, а танцор – актером. Всю жизнь учусь у признанных мастеров российской хореографии – невероятной работоспособности у Игоря Моисеева и подчеркнутой женственности, легкости, потрясающей красоте при кажущейся простоте рисунка танца – у руководителей ансамбля «Березка».
- А какая из Ваших постановок, на Ваш взгляд, самая удачная? Любимое Ваше детище?
- Могу вспомнить несколько постановок, которые, возможно, не запомнились зрителям, но стали лично для меня в чем-то знаковыми, прорывными, постановки, в которых появилась новая для меня, как постановщика, стилистика, которые были удачно решены. Это яркие, энергичные танцы – «Кошки-мышки», «Царевны», «Славянский», «Любить вопреки всему».
- В репертуаре Ваших коллективов народные, эстрадные, современные танцы. Во многом это определено спецификой работы – как часть большого коллектива дворца культуры Вы должны готовить номера, вписывающиеся в тематику крупных мероприятий учреждения. А к чему у Вас больше лежит душа? Если предоставить полную творческую свободу – какое направление стало бы, возможно на время, превалирующим?
- Театр танца. Но, никогда не откажусь от постановок народно-сценических танцев, эстрадного танца и пластики. Это самые любимые мои направления. И не только мои, на любом мероприятии самые востребованные, находящие самый горячий отклик у зрителей, именно народно-сценические танцы. Немудрено – в них душа народа, наш генетический код.
- Вы возглавляете 2 хореографических коллектива – ансамбль «Энергия» и образцовый детский коллектив «Вдохновение». Более 100 детей. Скажите, какой возраст самый сложный? Когда происходит наибольший отсев участников?
- Нет простых и сложных возрастных групп. В работе с каждой из них есть свои особенности – малыши непривычны к физическим нагрузкам, дисциплине, работе в коллективе, быстрее устают и теряют концентрацию. В старших группах приходят проблемы взросления, отрицания авторитетов, попытки более ярко проявить свое «Я», борьба за лидерство, нехватка времени из-за загруженности в школе. Отсев же происходит очень быстро – буквально в первые месяцы занятий. Нормально, когда отсеиваются дети, которым хореография чужда, их чаще всего приводят родители в попытке закрыть собственные гештальты, воплотить в детях свои не реализовавшиеся мечты. Гораздо обиднее, когда перспективный и «загоревшийся» танцем ребенок бросает занятия из-за занятости родителей, каких-то бытовых проблем.
- Каждый ли может прийти к Вам в коллектив? Есть ли категорические - «Нет, хореография не для тебя»?
- Я набираю детей любого возраста и уровня подготовки в коллектив круглый год. Мы любительский коллектив, не профессионалы. Безусловно, есть дети, которым все дается сложнее. Главная проблема – конечно же, здоровье. Заболевания сердца, потеря зрения, проблемы с мышечным и костным каркасом заставляют искать индивидуальный подход и уровень нагрузок. Но, учитывая мою собственную историю – при желании занятия танцами возможны и для не очень здоровых детей. Куда большая проблема – природное отсутствие музыкального слуха и чувства ритма. Опять-таки, и это вполне решаемо.
- В чем секрет успеха? Какие качества помогают Вам более 30 лет с улыбкой и позитивом каждый день приходить к детям, менять их к лучшему, добиваться поставленных целей?
- Пожалуй, не буду оригинальной и, как большинство педагогов, отвечу – терпение, терпение и еще раз терпение. Вода камень точит, а присущую мне когда-то нетерпеливость и желание быстрого результата стараюсь в себе безжалостно искоренять. С годами поняла, что главное – методичная и кропотливая ежедневная работа, именно она приносит плоды.
Не менее важны для меня терпимость и принятие – терпимость помогает понять каждого ребенка, его индивидуальность, а принятие – стойко смиряться с обстоятельствами. Бывает бесконечно обидно, когда талантливый и перспективный ребенок бросает занятия, или уезжает с родителями в другой город. Порой приходится переделывать практически готовый танец, менять концепцию, перестраивать рисунок. Но творческий коллектив подобен человеку – сегодня он здоров и бодр, а завтра его лихорадит, и работа стоит на месте. Главное в этот момент абстрагироваться и помнить, что все в наших руках и безвыходных ситуаций не бывает.
- Вы более 30 лет в профессии. Есть ли ученики, пошедшие по Вашим стопам, выбравшими хореографическое искусство своей стезей?
- Да, я стараюсь поддерживать связь с бывшими учениками, соцсети нам в помощь. Знаю о минимум трех ученицах, избравших хореографию своей жизненной стезей. Одна из них закончила факультет культуры и искусств Омского государственного университета, руководит хореографическим коллективом, еще одна продолжает танцевать в одном из коллективов города Братска, одна – ищет себя в хореографических студиях Иркутска. Счастлива, что сумела передать свою любовь к танцу своим воспитанникам.
- Есть ли несбывшиеся мечты, планы, осуществление которых еще не случилось? Непоставленные номера, неисполненные творческие задумки, а может быть что-то материальное – оборудование, костюмы, реквизит?
- Актеры и режиссеры в таких случаях обычно грустят о несбывшемся «Гамлете», а у нас все проще – плановая работа, попытка воплотить в жизнь давние задумки. Сейчас мечтаю поставить довольно-таки масштабную композицию, в которой будут задействованы все три возрастные группы наших танцоров. Что касается материальной базы – я работаю во Дворце культуры, занятия проходят в отличном зале. Что касается костюмов – всегда хочется больше, еще более оригинальных и качественных. Но это желание любого руководителя, а мы живем в реальном мире и стоимость одного комплекта костюмов на постановку в 15-20 участников весьма «кусается». Подходим к пошиву очень щепетильно. В ноябре прошлого года образцовый коллектив «Вдохновение» стал лауреатом Международного Байкальского АРТ-фестиваля «Vivat, талант» и председатель жюри фестиваля, ведущий специалист по хореографическому жанру Иркутского областного Дома народного творчества Ольга Горина особо отметила наши костюмы. А если говорить о мечте – давно мечтаю побывать на мастер-классе выдающегося танцора Николая Цискаридзе, уже 10 лет возглавляющего Академию русского балета им. Вагановой. Обучалась на его вебинарах, но хочется лично увидеть, пообщаться с этой легендарной личностью.
- Благодарим за интервью, Алла Анатольевна. Желаем Вам и Вашим коллективам непрерывного творческого роста, покорения новых вершин, ярких, запоминающихся хореографических постановок.

А. Киселева

https://tulunr.irkmo.ru/news/detail.php?ID=165185


0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Март 14 2024 10:09
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости